1.5. Трансформаторы
Работа трансформатора основана на двух базовых принципах:
1)Изменяющийся во времени электрический ток создаёт изменяющееся во времени магнитное поле (электромагнетизм)
2)Изменение магнитного потока, проходящего через обмотку, создаёт ЭДС в этой обмотке (электромагнитная индукция)
На одну из обмоток, называемую первичной обмоткой, подаётся напряжение от внешнего источника. Протекающий по первичной обмотке переменный ток намагничивания создаёт переменный магнитный поток в магнитопроводе. В результате электромагнитной индукции, переменный магнитный поток в магнитопроводе создаёт во всех обмотках ЭДС индукции, пропорциональную первой производной магнитного потока. При синусоидальном токе ЭДС сдвинута на 90° в обратную сторону по отношению к магнитному потоку.
В некоторых трансформаторах, работающих на высоких или сверхвысоких частотах, магнитопровод может отсутствовать.
Форма напряжения во вторичной обмотке связана с формой напряжения в первичной обмотке довольно сложным образом. Благодаря этой сложности удалось создать целый ряд специальных трансформаторов, которые могут выполнять роль усилителей тока, умножителей частоты, генераторов сигналов и т. д.
ЭДС, создаваемая во вторичной обмотке, может быть вычислена по закону Фарадея, который гласит:
,
где U 2 — напряжение на вторичной обмотке,
N 2 — число витков во вторичной обмотке,
Ф — суммарный магнитный поток, через один виток обмотки. Если витки обмотки расположены перпендикулярно линиям магнитного поля, то поток будет пропорционален магнитному полю B и площади S через которую он проходит.
ЭДС, создаваемая в первичной обмотке, соответственно:
,
где
U 1 — мгновенное значение напряжения на концах первичной обмотки,
N 1 — число витков в первичной обмотке.
Поделив уравнение U 2 на U 1 , получим отношение:
.
Для трансформаторов с параллельным подключением первичной обмотки к источнику энергии интересует, как правило, масштабирование в отношении напряжения, а значит, коэффициент трансформации n выражает отношение первичного (входного) и вторичного (выходного) напряжений :
,
где U1 , U2 — входное и выходное напряжения соответственно
ε — ЭДС, наводимая в каждом витке любой обмотки данного трансформатора
W1 , W2 — число витков первичной и вторичной обмоток
I1 , I2 — токи в первичной и вторичной цепях трансформатора
R1 , R2 — активные сопротивления обмоток
Если пренебречь потерями в обмотках, то есть R1 , R2 считать равными нулю, то
.
Такие трансформаторы ещё называют трансформаторами напряжения.
Рис 1. Схематическое устройство трансформатора.
1
— первичная обмотка,
2
— вторичная.
1.5.1. Повышающие трансформаторы.
Повышающий трансформатор имеет меньшее количество витков у первичной обмотки, которая соединяется с источником высокого сетевого питания и большее количество витков у вторичной обмотки для выдачи повышенного выходного напряжения.
1.5.2. Понижающие трансформаторы.
Понижающий трансформатор имеет большее количество витков у первичной обмотки, которая соединяется с источником высокого сетевого питания и меньшее количество витков у вторичной обмотки для выдачи пониженного выходного напряжения.
1.5.3. Автотрансформаторы.
Автотрансформатор — вариант трансформатора, в котором первичная и вторичная обмотки соединены напрямую, и имеют за счёт этого не только электромагнитную связь, но и электрическую. Обмотка автотрансформатора имеет несколько выводов (как минимум 3), подключаясь к которым, можно получать разные напряжения. Преимуществом автотрансформатора является более высокий КПД, поскольку лишь часть мощности подвергается преобразованию — это особенно существенно, когда входное и выходное напряжения отличаются незначительно.
Недостатком является отсутствие электрической изоляции (гальванической развязки) между первичной и вторичной цепью. Применение автотрансформаторов экономически оправдано вместо обычных трансформаторов для соединения эффективно заземленных сетей с напряжением 110 кВ и выше при коэффициентах трансформации не более 3-4. Существенным достоинством является меньший расход стали для сердечника, меди для обмоток, меньший вес и габариты, и в итоге — меньшая стоимость.